Регистрация Вход
Город
Город
Город
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!

 Победе Советскому народу над фашисткой Германией во второй Мировой войне посвящается...




А быть может, хотя бы временно, администрацией, редакторам сайта Города Томск, отдельно создать новый раздел: "65 лет Победы в Великой Отечественной Войне".? 
Довольно много очень интересных постов, тнформации на тему Великой Отечественной Войны, ежедневно публикуется в Городе.
*****

Его знали и боялись враги.
Уже в 1943 году, летный почерк А. И. Покрышкина был хорошо известен командованию Люфтваффе. Немецкие наблюдатели на земле и в воздухе, стремительно предупреждали своих пилотов возгласами: "Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!"




Совсем недавно по дате, (19 марта), но уже довольно прилично по времени, родился один из самых (для меня) выдающихся уроженецев Новосибирска, внесший свой неоценимый вклад в общее стремление  любого настоящего мужчины-  к Победе, спасти и защитить свою Родину от разорения, гибели и уничтожения.
Военный советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза, новатор тактики истребительной авиации, выдающийся воздушный боец, человек-легенда - Александр Иванович Покрышкин.
В годы Великой Отечественной войны он явился автором знаменитой формулы воздушного боя: "высота - скорость - маневр - огонь".




Cреди имён военных лётчиков имя Покрышкина стоит особняком.
Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, он был автором, проводником и носителем новых тактических построений и приёмов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца — искусного, яростного и благородного. Природная мудрость, честность, твёрдость характера и, как следствие, высокое гражданское мужество отличали поступки этого человека, определяли величие и невзгоды его вдохновенной судьбы.




Трижды Герой Советского Союза гвардии полковник А.И. Покрышкин и его ведомый, гвардии ст. л-т Г.Г. Голубев у "Аэрокобры". Покрышкин сбил на американском истребителе 47 немецких самолетов, Голубев - 15.

Cреди имён военных лётчиков имя Покрышкина стоит особняком. Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, он был автором, проводником и носителем новых тактических построений и приёмов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца — искусного, яростного и благородного.
Природная мудрость, честность, твёрдость характера и, как следствие, высокое гражданское мужество отличали поступки этого человека, определяли величие и невзгоды его вдохновенной судьбы.

Боец, целеустремлённый и активный, ищущий свой путь, не спешащий выполнять непродуманные приказы, прекрасный организатор группового воздушного боя и, как показало время, воздушной войны, Покрышкин был весьма неудобен многим начальникам. Инициатива и самостоятельность отнюдь не всегда находят признание, а в военное лихолетье они стоили асу многих сил. При этом Покрышкин не был честолюбив, о чем говорит его отказ в Феврале 1944 года от высокой должности в штабе ВВС и от скорых, через звание, генеральских погон.

Несмотря на внешнюю суровость, ему как истинному лётчику был свойствен взвешенный и точный юмор; сам он любил шутку, не обижался на остроты в свой адрес, ценил юмористов. По натуре Покрышкин был очень сдержан и деликатен. Соратники и близкие свидетельствовали, что брань в его устах была невозможна ни при каких обстоятельствах: ни в азарте воздушного боя, ни при промахах других людей, ни при домашних неурядицах.

Автор крылатой формулы: высота — скорость — маневр — огонь, — Покрышкин на земле был очень сдержан и немногословен, умея выражать свои мысли ясно и кратко. Никто никогда не слышал из его уст брани, а честность и принципиальность летчика нередко служили причиной конфликтов с вышестоящим начальством.

Герой Советского Союза родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в бедной семье переселенцев из Вятской губернии 6 (19) марта 1913 года. Саша Покрышкин рано познал нужду и в 14 лет он уже был кровельщиком Сибстройтреста, оправдывая свою фамилию, как это порой случается с русскими людьми.

Мечта о лётной профессии овладела Покрышкиным еще в раннем детстве, и, казалось, по воле самого провидения он стремился в небо. Чтобы попасть в лётную школу, надо было иметь рабочую специальность; "мещанская" профессия счетовода, кем мечтали видеть его родители, в эту категорию не попадала, и, закончив седьмой класс, Саша поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчишка покидает отчий кров навсегда. Верное ремесло и относительное благополучие он решительно сменил на одну из шестнадцати коек в комнате общежития, кусок хлеба с кипятком и голодную яростную учебу. Через 4 года заветная путёвка в авиашколу получена, он едет в Пермь и здесь выясняет, что школа теперь готовит только авиатехников.

Досконально изучив материальную часть самолетов, юноша становится отличным специалистом, и теперь уже руководство не хочет отпускать воентехника 2го ранга Покрышкина. Но тот неукротим и в сентябре 1938 года, во время отпуска, за 17 дней он осваивает 2годичную программу аэроклуба и экстерном на "отлично" сдает экзамен. Его целеустремленность одних пугает, других восхищает. Покрышкина отпускают в лётное училище, и снова на "отлично" менее чем через год он оканчивает знаменитую Качинскую школу летчиков и получает направление в 55й истребительный авиаполк, дислоцировавшийся в районе города Бельцы, поблизости от Советско — Румынской границы.

Радость полётов, сознание важности выполняемого дела, воинское братство сделали его жизнь счастливой, наполнили ее энергией и вдохновением.
Александр систематически занимается самообразованием, изучает физику и физиологию, математику и начертательную геометрию, теорию полётов и военную историю.
Подчиняя свою жизнь единой цели, он изменил даже свои спортивные приоритеты: теперь это гимнастика, батут, рейнское колесо, специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата.

За 2 месяца до начала войны 55й ИАП, где служил Покрышкин, летавший до этого на И15 и И153, был перевооружён на новенькие МиГ3.
Александр Иванович взлетел на новой машине одним из первых, оценил достоинства, указал на опасный конструктивный дефект, устраненный позднее в серии.

Стремясь достигнуть максимальных высот в освоении самолёта, Покрышкин все силы и знания отдавал совершенствованию своего боевого и лётного мастерства.
Например, вначале он плохо стрелял по "конусу" но постоянные тренировки вывели его в ряд лучших снайперов полка.
Учитывая то обстоятельство, что лётчики в воздухе хуже выполняли правые развороты избегая их, он намеренно тренировался именно в резких маневрах в правую сторону.
Вообще резкому маневрированию в схватках Покрышкин уделял большое внимание, и, чтобы выдерживать значительные перегрузки в полете, он усиленно занимался спортом.
В перерывах между тренировками Покрышкин даже подсчитал, сколько времени уходит на изменение положения истребителя с момента воздействия лётчиком на ручки управления — в бою всё представлялось важным.

Боевое крещение Покрышкин получил уже в первые дни войны, будучи заместителем командира эскадрильи 55го авиаполка.
Свой первый самолёт Покрышкин сбил 22 июня 1941 года — к сожалению, это был советский ближний бомбардировщик Су2, приземлившийся на фюзеляж в поле.
Хаос первого дня войны спас будущего аса, и он отделался только крупным нагоняем.




На самолете Покрышкина уже не хватало места для звезд.

23 июня при разведке переправ через Прут его пара встретила пятёрку Ме109.
Отбивая атаку на ведомого, на выходе из пикирования короткими очередями Покрышкин зажёг одного из "Мессеров".
Заворожённый видом своего первого поверженного врага, он сам попал под удар немецкого истребителя, но ушёл на бреющем и посадил поврежденную машину на свой аэродром.

3 июля 1941 года лётчик был сбит над Прутом огнем зенитной артиллерии, одержав к тому времени не менее 5 побед в воздухе на МиГ3, проведя десяток штурмовок на И16.
Находясь в санчасти после приземления подбитой машины на лесную опушку, он завёл тетрадь, озаглавив её "Тактика истребителей в бою". (Эта тетрадь была сохранена М. К. Покрышкиной и передана ею в Центральный музей Вооруженных Сил).

Вскоре Александр Иванович вновь участвует в боях, вновь вылетает на штурмовку и ведёт разведку и вновь его подбивают.
5 октября пара Покрышкина во время выполнения разведывательного полёта была внезапно атакована четвёркой Ме109.
Лишившись ведомого, советский лётчик в одиночку сумел сбить один истребитель противника и на подбитом самолете попытался выйти из боя.
Три оставшихся Ме109 бросились в погоню, один за другим расстреливая беззащитный "МиГ".

"Перед самой землёй, — вспоминал А. И. Покрышкин, — мотор заглох, выравниваю самолёт и иду на посадку "на живот". В поле зрения земля, железнодорожная будка, девочка гонит прутом корову. Такая мирная картина. И вдруг дробь по бронеспинке. Но подныривать под трассу уже нельзя — не позволяет земля. В самолёте раздаются взрывы, и он, с перебитым управлением, идет к земле. Грохот... Удар головой о приборную доску — и я теряю сознание..."

Приземлившись в поле, он пытался вывезти свой истребитель на грузовике, но, оказавшись в окружении, был вынужден сжечь его. С боями во главе группы красноармейцев лётчик вышел к своим.

Фронтовая слава Покрышкина опередила его официальное признание.
По возвращении в часть ему поручают переучивание молодежи с И16 на МиГ3 и по личному распоряжению командира полка В. Иванова он знакомит пополнение с тактическими находками, автором которых был сам: с разомкнутым боевым порядком, с прицельной атакой сверху на большой скорости — так называемым "соколиным ударом", с эшелонированием по высоте.
А потом начались тяжелейшие бои над Ростовом.

Танковые дивизии генерала фон Клейста ворвались в Ростов 21 ноября 1941 года, но надолго задержаться в этом городе немцам суждено не было. Благодаря важным разведданным, которые сумел добыть Александр Покрышкин в сложнейшем полёте в условиях ограниченной видимости, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров.
Советское командование своевременно узнало о расположении немецких частей и направлении их главного удара. От каких потерь избавили тогда Красную Армию мастерство и зоркость одного из её летчиков! Значимость совершённого им была слишком очевидна, и Покрышкин был удостоен своей первой награды — ордена Ленина.

Вновь включившись в боевые действия, летая на штурмовку вражеских позиций и сопровождение бомбардировщиков, Покрышкин все чаще стал задумываться о методах воздушных схваток, занося свои мысли в дневник под названием "Тактика истребителей в бою". Осенью 1941 года он писал:

"Главной причиной неудач при сопровождении бомбардировщиков была малая скорость истребителей. И как следствие этого — ведение боя на горизонтальных маневрах.
Вывод следовал один: сопровождение бомбардировщиков, особенно устаревших конструкций, надо выполнять только на большой скорости.
Для получения её необходимо сопровождающим звеньям и парам полёт производить змейкой, выше и сзади бомбардировщиков, эшелонируясь по высоте.
При этом пары и звенья истребителей, по моим взглядам, должны строить змейку навстречу друг другу, для взаимного прикрытия. Это способ сопровождения методом "ножниц".

После тяжёлых сражений 1941 года 55й ИАП был отведён в тыл на переформирование и вскоре переименован в 16й Гвардейский истребительный авиаполк.
Пополненный новыми самолетами Як1 полк попал на фронт в июне 1942 года. В бесконечных боях, полетах на разведку и перебазированиях прошло лето. В течение 6 месяцев Покрышкин одержал на "Яке" не менее семи побед (2 Ju88, Ме110, 4 Ме109).
Весьма характерным для него был перехват над Кропоткином, когда, взлетев во главе пятёрки, он лично сбил 3 Ju88, ещё 2 Ме110 сбила пара Аркадия Фёдорова.
По приземлении Покрышкиным было доложено, что каждый из лётчиков, участвовавших в вылете, сбил по одному самолету противника.

Однако самыми страшными для него оказались не "Мессера" и "Юнкерсы", не туманы и зенитки, а зависть и злобная мстительность.
Давнее недружелюбие штурмана полка Н. Исаева, ставшего командиром в конце 1942 года, помноженное на угодливую подлость, чуть было не стоило Покрышкину жизни: его вывели за штат полка, отозвали представление к званию Героя Советского Союза, исключили из партии, направили дело в трибунал.
И ведь речь шла о лётчике, проведшем полтора года в непрерывных боях, совершившем около 400 боевых вылетов и фактически сбившем в воздухе около 20 самолётов противника!

Любовь медсестры Маши, встреченной им летом 1942 года и ставшей впоследствии его женой, спасла Покрышкина от отчаяния, от себя самого, а заступничество вернувшегося из госпиталя комиссара полка М. Погребного избавило его от неправедного суда.






Александр Покрышкин с семьей.

216-я истребительная авиадивизия (с 17 июня 1943 года 9-я Гвардейская истребительная авиадивизия), неся потери и не получая новых самолетов, к осени оказалась совершенно измотанной.
16-й Гвардейский авиаполк, в котором воевал Покрышкин, сдав потрёпанные машины, отбыл на переформирование — осваивать новую технику.

Переучившись в 25-м запасном авиаполку, и в марте 1943 года получив в Тегеране американские "Аэрокобры", 9 апреля полк приступил к боевой работе с Краснодарского аэродрома.

Первый боевой вылет после длительного перерыва лётчики эскадрильи Капитана Покрышкина совершили 14 апреля и добились успеха — сбили 2 Ме109 (один из них — на его счету).
Первые успехи вселили уверенность в правильности новых тактических приемов, разработанных Александром.

Поистине звёздной стала для Покрышкина весна 1943 года — воздушное сражение на Кубани.
По концентрации самолётов и плотности воздушных боёв Кубанское сражение было самым напряжённым за всю войну: за 2 месяца здесь сбили более 800 немецких самолётов.
Именно здесь проявились недюжинные способности Покрышкина как лётчика — истребителя.
Он первым широко использовал боевой порядок под названием "Кубанская этажерка" и способствовал его внедрению во все подразделения истребительной авиации СССР.
Он разработал и внедрил также и другие элементы воздушного боя, такие как выход из — под удара противника на вираже нисходящей "бочкой" с потерей скорости.
Зазевавшийся враг проскакивал мимо цели и оказывался в прицеле. "Ищи противника, — учил Покрышкин. — Не он тебя, а ты его должен найти. Внезапность и инициатива — это победа.
Атакуй смело, решительно.
Маневрируй так, чтобы обмануть, перехитрить врага.
Если не сбил — сорви его замысел. Этим ты уже достигнешь многого".

Тем временем воздушное сражение над Кубанью разгоралось.
Летать приходилось до 5 раз в день. И редкий вылет проходил без встречи с противником. Характерной для того периода была картина, когда пикирующий ЛаГГ3 догонял "Мессер", которого преследовал "Як", и так далее. Истребители буквально гонялись друг за другом.
Немецкие лётчики, теряя свои самолёты при каждой встрече с нашим Асом, вскоре начали предупреждать друг друга о его появлении — "Внимание! В воздухе Покрышкин!".
Лишь за неделю боёв он лично сбил 6 самолётов противника, а лётчики его эскадрильи — 29!

В этих боях проявилось не только его лётное мастерство.
Он показал себя талантливым организатором и командиром. Многие его тактические приёмы были взяты на вооружение в авиационных частях.
Так, во время патрулирования, советский ас никогда не летал по прямой, чтобы не терять скорость в небольшой зоне.
Его истребитель передвигался волнообразно, по траектории наклонного эллипса.

По официальным данным, Покрышкин сбил в небе Кубани 16 вражеских самолетов, но фактически это число было гораздо больше: около 30 (12 — 15 Ме109, 4 — 6 Ju88, 9 — 13 Ju87, 2 FW190).
Здесь же лётчик проводит несколько выдающихся по результативности боёв.
В памятный день, 12 апреля, в районе Крымской он сбил 4 Ме109.
К счастью, свидетелем этого боя был генерал К. Вершинин и Покрышкину не только засчитали сбитые машины, но и наградили вторым орденом Красного Знамени.
Позднее он уничтожил ещё 3 вражеских самолёта и довёл число сбитых за день машин до 7.
За исключением легендарного боя Александра Горовца, история советской авиации не знает таких примеров.
Через несколько дней Покрышкин сбил 3 пикировщих бомбардировщика Ju87 в одном бою, а 28 апреля в составе восьмёрки разогнав 3 девятки "лаптежников", сбил 5 (!) из них.
Атаковал он излюбленным "соколиным ударом" — сверху, на высокой скорости, с крутым переменным профилем пикирования, чтобы затруднить прицеливание стрелкам.

К маю 1943 года Покрышкин, имея на счету 363 боевых вылета, был, видимо, самым опытным советским пилотом на Кубани (к концу сражения в его активе значилась 31 победа).
24 мая 1943 года за успешное выполнение заданий, 354 боевых вылета, 54 воздушных боя, 13 лично и 6 в группе сбитых самолётов противника (официально к апрелю 1943 года), командиру эскадрильи 16го Гвардейского истребительного авиаполка капитану А. И. Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза.

5 мая 1943 года Покрышкин совершает первый вылет на новой "Аэрокобре" с бортовым номером "100", сменив свою старую машину с "несчастливым для них" номером "13".

В результате напряжённейших боев на Кубани значительная часть авиации обеих сторон оказалась выбитой, на этом участке фронта наступило временное затишье.
На совещании, собранном генералом Вершининым, где присутствовали наиболее отличившиеся лётчики, командный состав и работники штабов ВВС, Покрышкин обнародовал свои тактические находки: "этажерку" из самолётов в порядке пар, сдвинутую в сторону солнца ( этот порядок обеспечивал преимущество в боях на вертикалях ), обосновал необходимость патрулирования на высоких скоростях, что шло вразрез с существовавшими требованиями. Здесь же он выступил с критикой старого приказа об обязательном подтверждении сбитых наземными войсками.
К счастью, его выступление нашло отклик не только среди присутствовавших лётчиков, но и у командования.
Вскоре в 4й Воздушной армии, а через некоторое время и во всех ВВС официальным подтверждением факта победы согласились считать также донесения лётчиков и стрелков — свидетелей воздушного боя.

31 июня 1943 года дивизия получила приказ перебазироваться в Донбасс.
Три месяца в небе Кубани принесли Покрышкину много побед.
Он стал зрелым мастером воздушного боя, умелым организатором и воспитанником молодых лётчиков. Трудно переоценить влияние Покрышкина на молодых пилотов, с пополнением прибывших в полк в июне 1943 года.
Большинство из них не были новичками, но чаще имели печальный боевой опыт.
Отобрав наиболее подготовленных и хорошенько их "облетав", он повёл вновь прибывших на боевое задание и, в первом же бою, в одной атаке лично сбив пару Ме109, создал условия ещё для нескольких побед вдохновленных им лётчиков.
О его педагогическом мастерстве говорит тот факт, что 30 лётчиков, прошедших школу Покрышкина, стали Героями Советского Союза, а трое из них были удостоены этого звания дважды.

С августа 1943 года 16й Гв.иап участвовал в боях на Миус — фронте, на реке Молочной, над Чёрным морем, над Днепром. 24 августа за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых к июлю 1943 года самолётов противника Гвардии майор А. И. Покрышкин был награждён второй медалью "Золотая Звезда" и стал 10м в стране дважды Героем Советского Союза.

В боях на юге Украины Покрышкин сбил 18 "Юнкерсов" (7 Ju88, 6 Ju87, Ju Ю52) и Ме109. Среди сбитых — 2 высотных разведчика Ju88. Среди особенно победоносных и яростных — бой в районе Большого Токмака 23 сентября 1943 года.

В ноябре 1943 года, используя подвесные топливные баки, Покрышкин ведёт "поиск и уничтожение противника на воздушных коммуникациях" над Чёрным морем.
В четырёх "охотах" он сбивает 5 транспортных Ju52. Трехмоторный "Юнкерс", вооружённый несколькими крупнокалиберными пулемётами, был серьёзным противником, ну а низкая плотная облачность, штормящее море и сильный порывистый ветер делали условия "охоты" предельно сложными. Обнаружение же одиночных машин над морем, в условиях ограниченной видимости и нелётной погоды, может быть объяснено, пожалуй, лишь гением лётчика.

В феврале 1944 года Гвардии подполковника Покрышкина вызвали в Штаб ВВС в Москву и Главком А. Новиков, высоко ценивший его, предложил ему должность Начальника боевой подготовки истребительной авиации с немедленным присвоением генеральского звания. Покрышкин отказался и попросил вернуть его на фронт.
Однако просьбу его удовлетворили не сразу.
В конце марта, после гибели известного аса Л. Л. Шестакова, Александру Ивановичу предлагают стать командиром "маршальского" 176го Гв.иап, но он рвётся к своим в Черниговку, в пропахший бензином, маслом и порохом ревущий мир кабины самолёта и аэродрома.
Лишь в апреле его отпускают, а через несколько дней Дзусов знакомит его с приказом, которым он, Покрышкин, назначается командиром 9й Гвардейской Мариупольской авиационной дивизии.

В составе 2го, а затем 1го Украинских фронтов дивизия участвует в воздушном сражении под Яссами.
Как комдив Покрышкин с пункта наведения руководит воздушными боями, организует взаимодействие самолётов в воздухе и с наземными войсками.
Дороги войны весной 1944 года привели Покрышкина на рубежи, на которых его застала война 22 июня 1941 года.
Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи через 3 года вернулся в Приднестровье дважды Героем, Гвардии подполковником, командиром Гвардейской авиадивизии.
Но до конца войны было ещё далеко. И всюду, где вела боевые действия 9я Гв.иад, её командир выступал как талантливый руководитель, сам летающий на боевые задания, личным примером вдохновляя подчиненных.

Знаменитая этажерка становится мощнее и маневренное: теперь это боевой порядок четвёрок с превышением пар около 1000 метров.
Хотя Покрышкин практически был связан запретом на участие в воздушных боях, он сбил в 1944 году 7 самолётов противника (4 Ju87, 2 FW190, Hs129), причем 4 из них в характерном для него, как ни для кого другого, сверхрезультативном воздушном бою.









Поистине классическим можно назвать воздушный бой, проведённый нашими асами 16 июля 1944 года.
Во всём блеске проявились в нём боевые качества советских командиров и рядовых лётчиков.
В тот день 12 самолётов 16го Гвардейского полка под командованием Г. А. Речкалова в районе Сушно прикрывали от воздушных налётов наземные войска, находившиеся в исходном положении для атаки.
Истребители ударной группы барражировали на высоте 2000 метров.
Над ними с превышением 400 — 500 метров ходила группа прикрытия во главе с ведущим — Гвардии Подполковником А. И. Покрышкиным.
А самый верхний ярус занимала группа поддержки под командованием Гвардии Старшего лейтенанта А. Труда.
Вскоре было замечено, что курсом на восток движется большая группа вражеских машин.
В ней насчитывалось более 30 пикирующих бомбардировщиков Ju87 и штурмовиков Hs129, прикрываемые 8 истребителями FW190.
Увидев наши самолёты, противник перестроился в колонну по одному, замкнув круг для обороны, и начал беспорядочно бросать бомбы.

Истребители Г. А. Речкалова и А. И. Покрышкина устремились в атаку на бомбардировщиков, а Труд связал боем истребителей. Закрутилась гигантская карусель.
Своей четвёркой Покрышкин нанес удар с внутренней стороны круга и с первой же атаки сбил Hs129. Четвёртой атакой ему удалось поджечь Ju87.
Снизу и сзади в атаку бросился Речкалов со своими ведомыми. Он первым свалил на землю вражеского бомбардировщика.
Такая же участь от метких очередей Вахненко, Клубова и Иванова постигла ещё трёх "Юнкерсов". На выходе из четвёртой атаки Клубов удвоил свой счёт.
Таким образом, на землю упало 9 сбитых вражеских самолетов, 4 из которых были на счету Александра Покрышкина.

Этот блестящий бой нашёл потом отражение в описаниях и схемах, на нём училась авиационная молодежь.
Однако маневры Покрышкина в этом бою были столь резки и стремительны, что к концу схватки группа потеряла его, и двух штурмовиков он сбивает уже без свидетелей, в одиночку — они не были официально засчитаны на его боевой счёт.

В августе 1944 года полки 9й Гвардейской авиадивизии базировались уже на аэродромах вблизи Вислы. Отсюда было недалеко и до Берлина.
Лётчики дивизии готовились к решительному штурму столицы Германии.
19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов и участие к маю 1944 года в 137 воздушных боях, в которых лично сбил 53 самолёта противника, Александр Покрышкин был награждён третьей медалью "Золотая Звезда".
Он стал первым в стране трижды Героем Советского Союза. Эта весть застала его на полевом аэродроме.



В январе 1945 года началось наступление на Берлин.
14 января, в благородной ярости отправившись в бой после гибели своего ученика комэска
В. Жердёва, Покрышкин с ходу, с набором высоты, атаковал и сбил бомбардировщик Ju87.

В феврале 1945 года, не имея нормальных аэродромов для базирования дивизии, Покрышкин решил использовать часть автострады Бреслау — Берлин.
Со своим ведомым Г. Голубевым, он первым осуществил посадку на полосу шоссе, ширина которого была на 3 метра уже размаха крыльев "Аэрокобры".
Это был единственный случай в истории мировой авиации, когда целая истребительная авиадивизия в течение полутора месяцев успешно действовала с участка обыкновенной автострады, не имея при этом ни одной аварии.


Истребитель МиГ-3. На такой машине А. И. Покрышкин встретил войну.






Знаменитая P-39N — "Сотка" Александра Покрышкина, весна 1944 года.



Знаменитая этажерка становится мощнее и маневренное: теперь это боевой порядок четвёрок с превышением пар около 1000 метров.
Хотя Покрышкин практически был связан запретом на участие в воздушных боях, он сбил в 1944 году 7 самолётов противника ( 4 Ju-87, 2 FW-190, 1 Hs-129 ), причём 4 из них в характерном для него, как ни для кого другого, сверхрезультативном воздушном бою.




Покрышкин на Параде Победы в 1945 году.

Продолжая летать во главе групп лётчиков своей дивизии, Покрышкин последние боевые вылеты совершил уже над Берлином.
К концу войны он совершил более 650 боевых вылетов и участвуя в 156 воздушных боях, официально сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в составе группы.
В военно — исторической и мемуарной литературе встречаются предположения о значительно большем количестве фактически одержанных им побед — 72, 90, более 100.
Наверное, как ни у кого другого, официальные результаты его боевой работы были занижены, чему есть ряд как объективных, так и субъективных причин.

Когда летом 1945 года Покрышкину предложили поступить в академию ВВС, он со свойственной ему решимостью отказался и попросил направить его в Военную академию имени М. В. Фрунзе, где он мог получить более широкие знания.
Многим запомнился эпизод, когда в практических орудийных стрельбах тремя снарядами
А. Покрышкин с В. Лавриненковым достигли абсолютного результата.
Никто из сдававших тогда зачёт, а среди экзаменуемых были и опытные артиллеристы, не смог повторить их успеха.
Академию ас окончил в 1948 году с золотой медалью.

После окончания академии Покрышкин был назначен заместителем командира авиакорпуса в Ржев. Только через год трижды Герой Советского Союза с женой и двумя маленькими детьми получил, наконец, квартиру в одном из 100 привезенных сюда финских домиков.

Когда в конце 1950 года под одним из домов был найден склад старых боеприпасов, а ждать сапёров было опасно, он, выстроив цепочку, первым спрыгнул в яму и начал разбирать кладку ржавых снарядов. Бесстрашным рыцарем боевой лётчик оставался всю жизнь.

Лишь в 1953 году Покрышкин получил генеральское звание и через год был назначен в Ростов — на — Дону заместителем командующего Воздушной армией.
Окончив с отличием академию Генерального штаба, он стал командующим 8й отдельной армией ПВО и пробыл в этой должности 10 лет.
И во время учебы в академии и позднее, до 1963 года, Александр Иванович летал практически на всех типах советских истребителей. Не обходилось и без происшествий.
Одно из самых опасных случилось во время службы в Ростове, когда в ночном полёте, на большом удалении от аэродрома отказал авиагоризонт.
Только огромный лётный опыт и специфическая "память пространства" помогли ему вернуться на аэродром и посадить машину.



В начале 60х годов он защитил диссертацию по применению сетевого планирования в войсках ПВО. Наверное, этот напряженный аналитический труд помог ему перенести тяжесть расставания с небом.
Командование своеобразно "оценило" новации, обобщённые в диссертации, наградив за них... сослуживца Покрышкина, имевшего о работе весьма общее представление.

В августе 1968 года он был назначен заместителем Главкома ПВО страны.
Отношения с Главнокомандующим — Маршалом Батицким не сложились, и его служба в этой должности была особенно сложной.
Когда представилась возможность, он решительно перешёл на работу в ДОСААФ, на должность председателя общества, и с энтузиазмом занялся военно — патриотической работой.



В декабре 1972 года Покрышкину было присвоено звание Маршала авиации.
Однажды он позвонил в ЦК и попросил отставки. Там возражали, уговаривали, предлагали варианты, но он ушёл со своей последней должности сам.

Он умер 13 ноября 1985 года на руках своей безутешной супруги после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь настигал ненавистного врага.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В одном из частных авиационных музеев Франции находится его фронтовая "Аэрокобра", в Болгарии — именной Як3 подаренный ему земляками Новосибирцами, в музее Великой Отечественной войны в Кишинёве стоит МиГ17, на котором Покрышкин летал уже в послевоенное время.
Автор книг: "Крылья истребителя", "Твоя почётная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою".



Всего легендарный летчик за всю свою жизнь был награждён орде-нами Ленина (шесть), Октябрьской Революции, Красного Знамени (четы-режды), Суворова 2-й степени (дважды), Отечественной войны 1-й степе-ни, Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, иностранными орденами.



Жизнь, судьба Александра Ивановича Покрышкина — пример военного и гражданского мужества.

Шестого ноября 1949 года на площади в центре города состоялся многотысячный митинг. Горожане собрались здесь, чтобы принять участие в открытии бюста — монумента своему земляку, трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину.
Сам Александр Иванович присутствовал на торжестве.
Новосибирцы и гости города с волнением слушали слова Покрышкина, первым в нашей стране удостоенного звания трижды Героя Советского Союза.



Памятник Покрышкину в Новосибирске


Источник: http://www.top4man.ru

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

война герой россия

 

Комментарии:

Val De Mar

Вечная слава Герою!

Ответить

D`аnna

Героический земляк) кумир девичьих грез))) Как-то давно, слушала рассказы людей лично с ним знакомых чуть ли не с детства, азартный был товарищ и @улиган))))

Ответить

вот уж кто умел воевать!

Ответить

Bacillus anthracis

Слов нет, герой.
Правда.
Только и удачи в его героизме немеряно!

Ответить

|{апрал

Лихой фронтовик с бесценным боевым опытом и светлой головой.
"Гвозди бы делать из этих людей" (с)

Ответить

putnik-ost

Слов нет! Как МНОГО одного человека! Жаль, но могу поставить всего один ПЛЮС. Что ещё меня поразило - Давнее недружелюбие штурмана полка Н. Исаева, ставшего командиром в конце 1942 года, помноженное на угодливую подлость, чуть было не стоило Покрышкину жизни: его вывели за штат полка, отозвали представление к званию Героя Советского Союза, исключили из партии, направили дело в трибунал.
И ведь речь шла о лётчике, проведшем полтора года в непрерывных боях, совершившем около 400 боевых вылетов и фактически сбившем в воздухе около 20 самолётов противника! - Это всё во время тяжелейшей битвы за Сталиград. Тяжелейшего и кровопролитнейшего сражения, когда молодых неподготовленных мальчишек сбивали в третьем-четвёртом вылете! Вот истинное лицо совецкой власти.

Ответить

Lucy

Человек-легенда. В одном строю с Александром Суворовым. Не знала, что он из Новосибирска. Вот повезло человеку знать и выполнить свое предназначение! Вечная память героям.

Ответить

Немцы сбивали сотнями, а лучший из наших еле до 60 дотянул, если кто то разбирается, поясните.

Ответить

Приписывали немцы много

Ответить

putnik-ost

Специфика службы. У нацистов было очень сильная войсковая ПВО, а у нас в соответствии с планами командования ПВО была не очень, да и не хватало всего - зениток,ДШК, ЗСУ был очень мало и только амеровские. Короче ВВС постоянно прикрывало наземные части и корабли. А Хартманы-Новотны били на выбор, набирали статистику. Вот и результат. Но наши деды расписались на стенах Рейхстага, а не ихние на Кремлёвской стене.

Ответить

Я правильно понял, летчикам приписывали то что сбили зенитки?

Ответить

Agent Smith

Нет.
Немецкая и советская авиация действовали по-разному.
Основной задачей немецкой истребительной авиации было сбивать вражеские самолеты. Поэтому там широко практиковался свободный поиск, чем больше самолетов - без разницы каких, транспортников Ли-2, штурмовиков Ил-2 или ночных бомбардировщиков По-2 немецкий летчик сбивал, тем он бОльшим молодцом был.
Главной задачей советской истребительной авиации было сопровождение и охрана от вражеских истребителей своих бомбардировщиков и штурмовиков.Если бомберы отбомбились как надо или штурмовики отработали по целям и никого не потеряли - истребители могли претендовать на награды.
По воспоминаниям наших летчиков, немецкие истребители всегда бросали медлительные Ju-87 и т.п. тихоходные бомберы и не упускали возможности ввязаться в бой с нашими истребителями, чтобы записать себе на счет сбитую машину. Часто это им удавалось - страдала группа отвлечения, однако группа уничтожения устраивала бойню, особенно в случае с Ju-87. Но даже если сбитых немецких машин не было, а по целям они не отработали, это уже было воздушной победой наших истребителей.

Ответить

"Основной задачей немецкой истребительной авиации было сбивать вражеские самолеты." - кто бы мог подумать !!! А я-то предполагал, что основная задача ИСТРЕБИТЕЛЯ - распылять удобрения над колхозными полями... :-)

Ответить

Agent Smith

Основная задача военного летчика - выполнить поставленную перед ним боевую задачу.
Главная задача, которая ставилась в течение всей войны перед советской истребительной авиацией: обеспечить работу по целям штурмовиков и бомбардировщиков.

Ответить

Спасибо за ответ, думаю, что доля истины в этом есть.

Ответить

мдя... :)))))) совки жгут по прежнему! :)))))
"Приписывали немцы много"
В утлых мозгах малышка по прежнему царствуют мифы. Малышок свято уверен, что счета немецких истребителей - результаты многочисленных приписок, а в советских ВВС воевали кристально честные люди, не разу не вравшие. Ну, конечно, ведь приписки и очковтирательство - это исключительно немецкая проблема, а в России про такие вещи никто и не слышал! :)))))))
Малышки, навиные, как чукотские юноши, не обращают внимания на факты, не оставляющие от их утверждения камня на камне: на Восточном фронте уже с 1942 года у немцев среднемесячно было 400-500 истребителей. А советских самолетов за эти годы сбито десятки тысяч. Ктож тогда их сбивал, если немцы свои счета пополняли исключительно приписками?
:)))))))
Есть совковая версия и более "наукообразная":
"Основной задачей немецкой истребительной авиации было сбивать вражеские самолеты...Главной задачей советской истребительной авиации было сопровождение и охрана от вражеских истребителей своих бомбардировщиков и штурмовиков."
---
Но и эта версия мало стыкуется с фактами. Если советские истребители главным образом прикрывали свои бобмардировщики и штурмовик, а в бои не ввязывались, то как же советские ВВС смогли захватить господство в воздухе (которое советские историки начинают считать с 1943 года)? Немцы как-то сами собой поистребились? Вылетают, получается, в начале 1943 наши самолеты на задания, смотрят - а немецких самолетов-то и нету в воздухе. Так, что ли?
:))))))))))
На самом деле главной задачей советской аваиции было прикрытие своих войск от вражеской аваиции - на это было затрачено 47,4% всех боевых самолетовылетов истребительной аваиции. А прикрытие своих войск и заключалось в том, чтоб отбивать нападения вражеских ВВС - сбивая вражеские самолеты. Вот здесь-то и проходило основное количество воздушных боев.
Думаю, что даже совершенно тупым совкам-малышкам понятно, что без ожесточенных боев господство в воздухе захватить невозможно.

Ответить

Agent Smith

Анекдот советских времен:
Началась третья мировая война. Советский танк останавливается под Эйфелевой башней, открывается люк и командир спрашивает: "А кто захватил господство в воздухе?"
БОльшую часть советской авиации во время войны составляли штурмовики и фронтовые бомбардировщики. Они и обеспечивали поддержку наземных войск. А истребители должны были их прикрывать - а вовсе не завоевывать мифическое господство в воздухе.

Ответить

Обычное дело у совков: смотрю в книгу - вижу фигу.
Русским по белому сказанно: "главной задачей советской аваиции было прикрытие своих войск от вражеской аваиции - на это было затрачено 47,4% всех боевых самолетовылетов истребительной аваиции."
У совков проблемы с чтением рускоязычного текста? :))))
На обеспечение боевых действий других родов аваиции было затрачено 31,7% всех боевых самолетовылетов истребительной авиации.
Для особо одаренных поясняю: первая циферка побольше второй будет. А значит какой была главная задача советской истребительной авиации?
:))))))

Ответить

Agent Smith

Приказ наркома обороны № 294 от 8 октября 1943 г.: «боевым вылетом для истребительной авиации [...] считается каждый полет, связанный со встречей с воздушным противником, или полет, протекавший в зоне зенитного огня противника или над боевыми порядками противника».

Ответить

И что? Что это вы сказать своим комментом хотели?
Может быть то, что такие приказы появлялись и в 1942, и в 1943, и в 1944, и были направленны на пресечение позорных явлений в советской авиации, когда истребители уклонялись от выполнения боевой задачи, не появлялись в районах патрулирования, бросали сопровождаемые ими бомбардировшики и штурмовики, уклонялись от воздушных боев с противником?
Так я и не спорил с этим никогда. Я, в отличии от малышков, не идеализирую советских летчиков.

Ответить

Agent Smith

Если советский истребитель бросал сопровождаемые штурмовики или бомберы, то его на земле ждал трибунал. В лучшем случае это для него заканчивалось отправкой в штрафбат.

Ответить

И что? :)))))))
Меня страшно забавляет манера г-на Смитта опять и опять повторять давно известные факты. Эти факты как-то опровергают приведенные мною цифры о распределении вылетов истребительной авиации в годы войны?
Ну, а истребители, сопровождавшие бомберы и гтурмовики, все-таки воздушные бои вели - читайте воспоминания ветеранов. Потому как истребитель не в одиночку прикрывал, а группой или эскадрильей. И очень часто часть истребителей связывало немецкие истребители боем, чтоб дать своим "подопечным" спокойно отмбомбится.

Ответить

БОльшую часть советской авиации во время войны составляли штурмовики и фронтовые бомбардировщики.
--------
Вообще с цифрами у совков беда - не воспринимает их мифологизированный мозг арифмеетику.
На начало 1943 в ВВС РККА было:
штурмовиков и бомбардировщиков - 10,3 тысячи (5 и 5,3 соответсвенно);
истребителей - 11,6 тысяч.
На начало 1944 в ВВС РККА было:
штурмовиков и бомбардировщиков - 15,6 тысячи (8,8 и 6,8 соответсвенно);
истребителей - 16,9 тысяч.
На начало 1945 в ВВС РККА было:
штурмовиков и бомбардировщиков - 19,1 тысячи (10,2 и 8,9 соответсвенно);
истребителей - 24,2 тысяч.
Так какой вид авиации составлял бОльшую часть советских ВВС?
:)))))))

Ответить

Agent Smith

ЦАМО, ф.35, оп.11321, д.95, л.л.33, 35, 41.
Отправка самолетов заводами НКАП за годы войны ВВС Красной Армии с 22.06.1941 до 01.05.1945, всего:
Истребители: 47952
Штурмовики: 32196
Бомбардировщики: 23821
По ленд-лизу за время войны было получено
Истребители: 9091 (передано войскам 7808)
Бомбардировщики: 2763 (передано войскам 2295)

Ответить

Agent Smith

ЦАМО, ф.35, оп.11258, д.460, л.90.
Самолетный парк ВВС КА по состоянию на 1 мая 1945 ...............ВВС КА(без ПВО)/Фронтовая авиация(без школ)
Бомбардировщики:10176/5462
Истребители:20155/7289
Штурмовики:9316/4293

Ответить

"Отправка самолетов заводами НКАП..."
:)))))
... и наличие в ВВС РККА - это разные цифры. неужто и это совкам не понятно?
:))))))
"Самолетный парк ВВС КА ...(без ПВО)"
:))))))
А вот теперь приплюсуйте истребители ПВО - они вплоть до середины 1944 (а кое где и - дальше) встречались в небе с немецкими самолетами, да и на фронтах воевали.
В словах "БОльшую часть советской авиации" я не вижу уточнений "только фронтовой" или "без ПВО". :)))))))

Ответить

Agent Smith

Господин сочинитель,вы-то где циферки берете?

Ответить

Э, дяденька "историк", не узнали циферки?
не удивлен. :))))
Цифры из Кривошеева и Г.В.Зимина "Тактика в боевых примерах".

Ответить

Agent Smith

То есть, сами не знаете так это или нет.

Ответить

Что бы значили ваши слова?

Ответить

Agent Smith

В словах "БОльшую часть советской авиации" я не вижу уточнений "только фронтовой" или "без ПВО".
------------------------------
Архив МО, ф. 72, оп. 12278, д. 575, лл. 1—2, 6.
Группировка истребительной авиации ПВО страны на 1 мая 1942 г по задачам:
Оборона крупных центров, промышленных районов и объектов - 1022 самолета.
Оборона фронтовых путей сообщения - 105 самолетов.
Другие задачи - 41 самолет.
---
У вас есть какая-то другая информация? С удовольствием выслушаем.

Ответить

Господа Agent Smith и Ged, по поводу разницы в сбитых самолетаах, интересно а что говорят военные историки и что говорили сами военные летчики.

Ответить

А какие вам другие циферки нужны и зачем? Что вы вообще доказываете? :)))))))

Ответить

Мне не нужны цифры, мне интересно мнение самих военных летчиков.

Ответить

Agent Smith

Тогда советую прочесть книги Артема Драбкина, например "Я дрался на Ил-2", "Я дрался на истребителе". Там есть очень хорошие интервью летчиков.

Ответить

Городской

Ну так Вы объясните тогда почему такая разница в сбитых самолётах??? Или наших самолётов было просто больше, и немцы валили их направо и налево???

Ответить

Или наших самолётов было просто больше
--------------------------
Да, это одна из причн.
В 1944-1945 не всякий советский истребитель, вылетавший на прикрытие наших войск или сопровождение бомбардировщиков хоть раз в неделю встречал немецкие самолеты - мало немецких самолетовв было уже на Восточном фронте.
А вот немецкие истребители гарантированного советские самолеты встречали практически в каждом вылете.

Ответить

Котик Мурлыка

настоящий мужчина, настоящий герой!

Ответить

putnik-ost

Рома, простой пример - штурмовик ФоккеВульф атаковал переправу, его обстреляла батарея МЗА. После выхода из атаки он был атакован истребителями Як. Получил повреждения и упал, но на вражеской территории. Затем был эвакуирован ремкомандой Люфтваффе и восстановлен. Чего получается - сбитый аэроплан могут записать и зенитчики и истребители, а трудяги-ремонтники его посчитают как восстановленный. В итоге очень неоднозначные цифры. Ну за то что я тут понаписал меня щас и патриоты и либералы обгафкают.

Ответить

+1! Я помню эту фразу, но не могу ручаться за правильность (русская траскрипция) Ахтунг, Ахтунг, егерлайтен, Ла-фюнф ундер люфт!/

Ответить


gRIP

Захотелось в Новосиб, к памятнику Герою. Он ведь помимо всего и в Корее наследил-покомандовал;) Вот ведь не человек а ядерный реактор!

Ответить

Рома, простой пример - штурмовик ФоккеВульф атаковал переправу, его обстреляла батарея МЗА. После выхода из атаки он был атакован истребителями Як. ... Чего получается - сбитый аэроплан могут записать и зенитчики и истребители, а трудяги-ремонтники его посчитают как восстановленный.
===
Чтобы так не писать, нужно знать систему подтверждения сбитых. Такие конфликты были наверняка, но погоды в статистике они не делали
Количество сбитых немцами, бывало, превышало общее количество самолетов на данном участке фронта.
Были нюансы в правилах засчитывания "побед" (у нас "сбитых").
Хотя, Хартман наверное, все же сбил больше самолетов, чем Покрышкин.

Ответить

в подписи под фото: "Трижды Герой Советского Союза гвардии полковник А.И. Покрышкин и его ведомый, гвардии ст. л-т Г.Г. Голубев у "Аэрокобры" допущена ошибка - справа Д.Б. Глинка

Ответить

 
image code